Памятка «Правила общения при конфликте с ребенком»
В позиции слушающего...
проявите терпимость: не прерывайте ребенка, не мешайте ему
высказаться; прежде чем что-то сказать, хорошо подумайте, убедитесь, что вы
22хотите сказать именно это; помните, что ваша задача как слушающего — помочь
ребенку в выражении своих проблем;
не давайте оценок ребенку: если вы будите оценивать его чувства, то он
станет защищаться или противоречить вам; старайтесь действительно понимать
ребенка;
не давайте советов: помните, что лучшие решения в конфликте — это те,
к которым участники приходят сами, а не те, которые им кто-то подсказал; часто
бывает трудно побороть желание дать совет, особенно когда ребенок может
рассчитывать на него с самого начала — и все же пусть ребенок совершит
достаточную душевную работу по самостоятельному поиску выхода из трудной
ситуации.
В позиции говорящего,..
не обвиняйте — не говорите, что все произошло из-за недостатков
ребенка, и не обвиняйте еще кого-то в том, что случилось;
не придумывайте — не говорите ребенку, что вы думаете о том, каковы
его мотивы и желания, раньше, чем он сам о них что-то скажет;
не защищайтесь — сначала расскажите о своих действиях, мыслях и
чувствах; сделайте это открыто и достаточно полно, и только после этого можете
ждать, что то же самое сделает и ребенок;
не характеризуйте — не описывайте личность ребенка, тем более говоря
"ты не внимателен, эгоистичен, неопытен, молод" и т.п., старайтесь выразить то, что
вас беспокоит по существу;
не обобщайте — избегайте использования слов «всегда», «никогда» в
описании поведения ребенка, приведите в пример конкретные факты и ситуации,
которые вы оба с ребенком хорошо помните.
Причины, побуждающие родителей вступать в конфликты с детьми:
Борьба за власть и родительский авторитет.
Неподтверждение надежд и ожиданий.
Нежелание признать самостоятельность и
«взрослость» подростка.
Неверие в силы ребенка, боязнь выпустить
его «из-под крыла».
Принятая в семье конфликтная практика
отношений.
Причины конфликтов подростков с родителями:
Кризис переходного возраста (неадекватность
реакций, негативизм).
Требование большей самостоятельности, права
самому принимать решения.
Принадлежность к группе подростков, которая
поощряет вызывающую манеру общения.
Утверждение себя в глазах сверстников, авторитетных
людей.
Принятая в семье конфликтная практика отношений.
Отразите ваши ощущения от конфликтов со своим ребенком, завершив предложения, приведенные ниже:
• «Я должен…»
• «Я больше всего боюсь…»
• «Мне очень трудно забыть…»
• «Я хочу…»
• «Чего мне по-настоящему не хватает, так это…»
• «Когда я сердит, я…»
• «Особенно меня раздражает то, что…»
• «Меня беспокоит…»
• «Для меня самое лучшее, когда…»
• «Я долго не могу забыть…»
• «Я понимаю, что…»
• «Мне бывает стыдно за…»
Информация взята из сборника: "Профилактика суицида в детской среде. Сборник методических рекомендаций". - Биробиджан: ОблИПКПР, 2012. - 52 с.
Поделиться с друзьями: