Педагог - психолог
Суремкина Марина Михайловна
Потеря близких

Потеря близких

Памятка членам семьи, в которой ребенок столкнулся со смертью

1. С пониманием относитесь к неадекватным реакциям ребенка (смех, приподнятое настроение, веселость), которые могут появиться после сообщения о потере близкого человека. У ребенка длительное время может сохраняться надежда и ожидание возвращения любимого родителя. Наблюдайте за играми ребенка, именно они помогут вам понять его состояние. Потеря близкого человека может сказываться на состоянии ребенка непосредственно сразу после случившегося или спустя значительный промежуток времени после утраты.
2. Дайте ребенку выплакать свое горе, поскольку слезы лучше всего снимают напряжение и способствуют очищению психики. Ребенок может не уметь выражать горе, поскольку эта способность зависит от фазы психического развития и от тех травмирующих переживаний, которые довелось пережить дошкольнику. Помните, что ребенок дошкольного возраста не способен печалиться так, как это делают взрослые. Переживания дошкольника могут быть интенсивны, но он не способен сохранять их в течение длительного периода времени. Необходимо помнить, что эти переживания могут возвращаться вновь и вновь.
3. Не скрывайте от ребенка свои переживания по поводу утраты близкого. Пусть малыш видит, как вам тяжело, что вы тоже страдаете. Отдать дань уважения достойно прожитой жизни родного человека — это сильный воспитательный момент, который нельзя упускать. Лишая ребенка переживания смерти, мы лишаем его и понимания жизни, поскольку жизнь и смерть как начало и конец не могут друг без друга.
4. Если в вашей семье принято в тяжелые моменты обращаться к Богу, то сделайте это. Религиозное мировоззрение членов семьи поможет ребенку в принятии случившегося горя.
5. Помощь близких родственников будет очень кстати, не пренебрегайте ею. Бабушки и дедушки легко найдут слова утешения для малыша, прародители точно знают, когда промолчать, а когда нужно говорить ребенку теплые, ласковые слова до тех пор, пока боль и горечь утраты не отпустят. В ритуальные дни прощания само присутствие людей, пришедших почтить память ушедшего, помогает ребенку легче пережить горе, уменьшает горечь утраты.
6. Если ребенок спрашивает вас об умершем родственнике, знайте, что эти расспросы очень важны для него, не упустите их, не отмахивайтесь повседневными делами. Спрашивая о том, что его волнует, ребенок делает доверительный шаг навстречу к вам. Говорите с ребенком столько, сколько он готов слушать. Для понимания случившегося дошкольнику требуются простые и повторные объяснения. Ребенок должен осознать, что проводить умершего члена семьи в последний путь так же важно, как и встретить вновь родившегося. Жизнь и смерть неразрывно связаны друг с другом, об этом природа постоянно сообщает нам тогда, когда мы, например, любуемся красотой увядающих осенних цветов.
7. Можно привлечь ребенка к поминовению усопшего члена семьи, поскольку этим обычаем поминовения выказывается уважение к ушедшим (панихида — православная заупокойная служба над телом умершего и на 3-й, 9-й, 20-й и 40-й дни после смерти). Через приобщение к проводам умершего в последний путь, отдавая дань уважения достойно прожитой жизни, дети учатся осознавать человеческую обязанность живых членов семьи предать тело покойного земле. Возможно подключение ребенка к посильной для него деятельности в связи с этим (приготовление угощений, покупка цветов и т. п.). Важной составляющей является посещение кладбища, уход за могилами родственников. Знакомство ребенка с родственниками, умершими до его рождения, подчас происходит на кладбище. Воспользуйтесь возможностью рассказать о них, воспроизвести семейную историю у могил предков. Родители учат детей дорожить светлой памятью предков, подчеркивать необходимость оберегания кладбищ — человеческой святыни. Такая деятельность не только помогает снять напряжение, но и способствует настрою на конструктивный лад. Участвуя в обрядах, дети учатся понимать и переносить самое большое человеческое горе — смерть. Даже сам похоронный обряд с его печальной тональностью закрепляет в ребенке принадлежность к своей семье, учит сочувствовать чужому горю. Своим поведением члены семьи показывают пример выдержки, убеждают в том, что «поделенное горе — полгоря». Именно в эти трудные для семьи дни дети учатся сообща переносить тяжелую утрату, сопереживать людям, в трудные минуты жизни не избегать людей и дорожить жизнью.
При воспитании дошкольников не стоит умалчивать тему смерти или, наоборот, акцентировать внимание на этой теме. Приведем два примера ошибочных действий взрослых.

По материалам книги:      Е. Е. Алексеева Что делать, если ребенок...

Как помочь ребенку пережить смерть близкого человека.

Прежде всего, необходимо помнить, что взрослые и дети по-разному воспринимают смерть и, соответственно, по-разному реагируют на нее. Дети дошкольного возраста верят, что смерть – это временное и обратимое явление; эта вера возникает во многом благодаря многочисленным персонажам мультфильмов, которые «умирают», а затем снова «оживают». 
Представление о смерти у детей от 5 до 9 лет становится более «взрослым», тем не менее, дети все еще не могут допустить мысли, что они сами или кто-то из тех, кого они хорошо знают, могут умереть. 
Состояние потрясения и растерянности, которое испытывает ребенок, потерявший дедушку или одного из родителей, усиливается из-за отсутствия должного внимания со стороны других членов семьи, которые скорбят по поводу смерти и не в состоянии взять на себя ответственность за заботу о ребенке. 
Родители должны отчетливо представлять себе нормальные реакции, свойственные ребенку до смерти родственника, для того, чтобы вовремя заметить отклонения, означающие, что ребенок испытывает трудности, столкнувшись с болью утраты. 
По мнению детско-подростковых психиатров, то, что некоторые дети в течение нескольких недель после смерти близкого человека чувствуют глубокую печаль или продолжают верить в то, что любимый человек все еще жив – это нормальное явление. 
Тем не менее, если ребенок в течение очень длительного времени отказывается признавать факт смерти или всячески избегает проявлений скорби – это тревожный сигнал, так как подобные реакции способны привести к серьезным проблемам в будущем. 
Не нужно заставлять испуганного ребенка присутствовать на похоронах или поминках, однако необходимо отдать должное и каким-либо образом почтить память близкого человека, например, зажечь свечу, прочитать молитву, сделать своими руками альбом «воспоминаний», просмотреть фотографии или просто рассказать что-то хорошее об умершем человеке – все это оказывает огромную психологическую помощь ребенку. 
После того, как ребенок принял факт смерти, вполне нормально, что еще долгое время его печаль будет изредка появляться, порой в самые неожиданные моменты. Родители должны стараться проводить как можно больше времени с ребенком и очень ясно дать ему понять, что он имеет право свободно и открыто проявлять свои чувства. 
Если умерший человек играл значительную роль в жизни ребенка, придавая стабильность его миру, то естественной реакцией ребенка на его смерть будет гнев. Этот гнев может проявляться в ночных кошмарах, раздражении, в жестоких играх или других видах негативного поведения. Часто ребенок направляет свой гнев на оставшихся в живых членов семьи. 
После смерти отца или матери многие дети начинают вести себя так, как если бы они были младше, чем на самом деле. Такое регрессивное поведение проявляется в чрезмерном инфантилизме при требовании еды, внимания и заботы – ребенок начинает говорить и вести себя «как маленький». 
    Дети младшего возраста верят, что они являются причиной происходящего вокруг них. Малыш может верить в то, что его бабушка (папа, брат или сестра) умерла, потому что однажды он «пожелал» ей смерти. Ребенок чувствует себя виноватым из-за уверенности в том, что его желание «исполнилось». 
    Если у ребенка, по каким-либо причинам, были серьезные проблемы с естественными проявлениями боли и горя, могут возникнуть следующие тревожные симптомы психических отклонений: 
• затяжная депрессия, во время которой ребенок теряет интерес к деятельности и повседневной жизни; 
• бессонница, потеря аппетита или постоянный страх одиночества; 
• инфантильность, имитация поведения, свойственного маленьким детям, в течение длительного периода времени; 
• чрезмерное подражание умершему человеку; 
• ребенок часто говорит, что хотел бы умереть, уйти вместе с умершим человеком; 
• ребенок ведет себя замкнуто, избегает друзей; 
• ярко выраженное ухудшение успеваемости или отказ идти в школу. 
Эти симптомы могут означать, что ребенку требуется профессиональная помощь. Детско-подростковый психиатр поможет ребенку смириться со смертью, а также даст родственникам необходимые указания о том, как правильно помогать ребенку в этот тяжелый и болезненный для него период. 
 
По материалам Американской Академии Детской и Подростковой Психиатрии.