Педагог - психолог
Суремкина Марина Михайловна
Конфликт и конструктивное поведение в нем

Конфликт и конструктивное поведение в нем

 

Памятка «Правила общения при конфликте с ребенком»
В позиции слушающего:
  •  проявите  терпимость:  не  прерывайте  ребенка,  не  мешайте  ему высказаться;  прежде  чем  что-то  сказать,  хорошо  подумайте,  убедитесь,  что  вы хотите сказать именно это; помните, что ваша задача как слушающего — помочь ребенку в выражении своих проблем; 
  •  не давайте оценок ребенку: если вы будите оценивать его чувства, то он станет  защищаться  или  противоречить  вам;  старайтесь  действительно  понимать ребенка; 
  •  не давайте советов: помните, что лучшие решения в конфликте — это те, к которым участники   приходят сами, а не те, которые им кто-то подсказал; часто бывает  трудно  побороть  желание  дать  совет,  особенно  когда  ребенок  может рассчитывать  на  него  с  самого  начала  —  и  все  же  пусть  ребенок  совершит достаточную  душевную  работу  по  самостоятельному  поиску  выхода  из  трудной ситуации.
В позиции говорящего:
  • не  обвиняйте  —  не  говорите,  что  все  произошло  из-за  недостатков ребенка, и не обвиняйте еще кого-то в том, что случилось; 
  • не придумывайте — не говорите ребенку, что вы думаете о том, каковы его мотивы и желания, раньше, чем он сам о них что-то скажет; 
  • не защищайтесь — сначала расскажите о своих действиях, мыслях и чувствах; сделайте это открыто и достаточно полно, и только после этого можете ждать, что то же самое сделает и ребенок; 
  • не характеризуйте — не описывайте личность ребенка, тем более говоря "ты не внимателен, эгоистичен, неопытен, молод" и т.п.,  старайтесь выразить то, что вас беспокоит по существу; 
  • не обобщайте — избегайте использования слов «всегда», «никогда» в описании поведения ребенка, приведите в пример конкретные факты и ситуации, которые вы оба с ребенком хорошо помните.
Причины, побуждающие родителей вступать в конфликты с детьми:
  1. Борьба за власть и родительский авторитет.
  2. Неподтверждение надежд и ожиданий.
  3. Нежелание признать самостоятельность и «взрослость» подростка.
  4. Неверие в силы ребенка, боязнь выпустить его «из-под крыла».
  5. Принятая в семье конфликтная практика отношений.
Причины конфликтов подростков с родителями:
  1. Кризис переходного возраста (неадекватность реакций, негативизм).
  2. Требование большей самостоятельности, права самому принимать решения.
  3. Принадлежность к группе подростков, которая поощряет вызывающую манеру общения.
  4. Утверждение себя в глазах сверстников, авторитетных людей.
  5. Принятая в семье конфликтная практика отношений.
  Отразите  ваши  ощущения  от  конфликтов  со  своим ребенком, завершив предложения, приведенные ниже: 
• «Я должен…» 
• «Я больше всего боюсь…» 
• «Мне очень трудно забыть…» 
• «Я хочу…» 
• «Чего мне по-настоящему не хватает, так это…» 
• «Когда я сердит, я…» 
• «Особенно меня раздражает то, что…» 
• «Меня беспокоит…» 
• «Для меня самое лучшее, когда…» 
• «Я долго не могу забыть…» 
• «Я понимаю, что…» 
• «Мне бывает стыдно за…»
Информация взята из сборника:  "Профилактика  суицида  в  детской  среде.  Сборник  методических рекомендаций". - Биробиджан: ОблИПКПР, 2012. - 52 с.