Памятка «Правила общения при конфликте с ребенком»
В позиции слушающего:
- проявите терпимость: не прерывайте ребенка, не мешайте ему высказаться; прежде чем что-то сказать, хорошо подумайте, убедитесь, что вы хотите сказать именно это; помните, что ваша задача как слушающего — помочь ребенку в выражении своих проблем;
- не давайте оценок ребенку: если вы будите оценивать его чувства, то он станет защищаться или противоречить вам; старайтесь действительно понимать ребенка;
- не давайте советов: помните, что лучшие решения в конфликте — это те, к которым участники приходят сами, а не те, которые им кто-то подсказал; часто бывает трудно побороть желание дать совет, особенно когда ребенок может рассчитывать на него с самого начала — и все же пусть ребенок совершит достаточную душевную работу по самостоятельному поиску выхода из трудной ситуации.
В позиции говорящего:
- не обвиняйте — не говорите, что все произошло из-за недостатков ребенка, и не обвиняйте еще кого-то в том, что случилось;
- не придумывайте — не говорите ребенку, что вы думаете о том, каковы его мотивы и желания, раньше, чем он сам о них что-то скажет;
- не защищайтесь — сначала расскажите о своих действиях, мыслях и чувствах; сделайте это открыто и достаточно полно, и только после этого можете ждать, что то же самое сделает и ребенок;
- не характеризуйте — не описывайте личность ребенка, тем более говоря "ты не внимателен, эгоистичен, неопытен, молод" и т.п., старайтесь выразить то, что вас беспокоит по существу;
- не обобщайте — избегайте использования слов «всегда», «никогда» в описании поведения ребенка, приведите в пример конкретные факты и ситуации, которые вы оба с ребенком хорошо помните.
Причины, побуждающие родителей вступать в конфликты с детьми:
- Борьба за власть и родительский авторитет.
- Неподтверждение надежд и ожиданий.
- Нежелание признать самостоятельность и «взрослость» подростка.
- Неверие в силы ребенка, боязнь выпустить его «из-под крыла».
- Принятая в семье конфликтная практика отношений.
Причины конфликтов подростков с родителями:
- Кризис переходного возраста (неадекватность реакций, негативизм).
- Требование большей самостоятельности, права самому принимать решения.
- Принадлежность к группе подростков, которая поощряет вызывающую манеру общения.
- Утверждение себя в глазах сверстников, авторитетных людей.
- Принятая в семье конфликтная практика отношений.
Отразите ваши ощущения от конфликтов со своим ребенком, завершив предложения, приведенные ниже:
• «Я должен…»
• «Я больше всего боюсь…»
• «Мне очень трудно забыть…»
• «Я хочу…»
• «Чего мне по-настоящему не хватает, так это…»
• «Когда я сердит, я…»
• «Особенно меня раздражает то, что…»
• «Меня беспокоит…»
• «Для меня самое лучшее, когда…»
• «Я долго не могу забыть…»
• «Я понимаю, что…»
• «Мне бывает стыдно за…»
Информация взята из сборника: "Профилактика суицида в детской среде. Сборник методических рекомендаций". - Биробиджан: ОблИПКПР, 2012. - 52 с.
Поделиться с друзьями: